Шахматная школа
Советы шахматистам от...
<< на главную страницу
Шахматная школа
Новости
О шахматной школе
Отзывы
Рейтинги
Газета "Ёж"
История школы
Знай наших!
Книга рекордов
Творчество
Комплименты
Фотоальбом
Глазами очевидца
"Шахматный патруль"
Взгляд со стороны
Юбилецатилетие
Утиный праздник
Дежавю
Новогодняя трилогия
Интересности
Притчи
Стихи
Шахматисты шутят
Советы шахматистам
Советы родителям от...

Обучение шахматам
Шахматные головоломки
Правила шахмат ФИДЕ
Таблица разрядных норм
О соревнованиях

Положения о турнирах
"Шахматная осень Подмосковья-2010"
Прошедшие

Обмен опытом
Черное и белое
Для родителей
Сначала игра
Разное
Контакты
Ссылки
Форум

 

 

 

 

Мысли и советы великих шахматистов

(о работе над шахматами, изучении своих и чужих партий,
преодолении недостатков в игре)

Советы и напутствия юным шахматистам
от выпускников шахматной школы "Кузьминки"

  • Больше играть в шахматы.
  • Больше играйте, изучайте теорию, делайте домашнее задание, участвуйте в соревнованиях. Впоследствии вы будете вспоминать, как это незабываемо.
  • Дерзайте и всё у вас получится.
  • Начинайте с изучения красивых партий и окончаний. Попробуйте, узнайте, какое это удовольствие. Когда выполните I разряд, серьёзно займитесь дебютом.
  • Борись всегда.
  • Играть и не сдаваться.
  • Упорство и запас юмора.
  • Совмещайте шахматы со спортом и слушайте своего педагога.
  • Отдавайте шахматным занятиям большую часть времени, и со временем это принесёт результат.
  • Цените то, что есть за рамками игры – коллектив, друзей, общение. Относитесь к шахматам, как к поэзии, стихии, отличному способу для впрыска адреналина в кровь. Только так можно получить истинное удовольствие от четырёхчасового сидения за шахматной доской.
  • Ничего не бояться. Верить в себя и товарищей.
  • Если действительно нравятся шахматы, отдавайтесь делу полностью и результаты обязательно придут. А если нет, то не тратьте времени. На свете есть много интересных занятий. Удачи!

Авторы советов:
Владимир Суханов, Анатолий Карасик, Юрий Быков, Андрей Царьков, Елена Коновалова, Юлия Кузнецова, Павел Николаев, Александр Дикарев, pilot.


Гарри Кимович Каспаров

13 чемпион мира по шахматам, советский и российский шахматист,
международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта,
одиннадцать раз выигрывал приз лучшего шахматиста года "Шахматный Оскар",
лауреат награды "Хранитель пламени", непрерывно возглавлял рейтинг-лист ФИДЕ:
на 1 января 2006 года он занимал первое место с коэффициентом Эло 2812,
шахматный исследователь, публицист, председатель "Комитета-2008: свободный выбор",
один из лидеров "Другой России".

Я приверженец исследовательского направления, к которому принадлежит Ботвинник. Именно у него я научился по-настоящему изучать шахматы, находить новые идеи, постоянно работать над их совершенствованием. Это научный подход, основанный на глубоком анализе наследия прошлого, на поиске новых дебютных вариантов и методов игры в миттельшпиле, на выработке принципиально новых стратегических планов. Все шахматисты изучают старые партии – подобно тому, как заучивают слова иностранного языка. Но, набрав какой-то словарный запас, надо научиться им пользоваться, чтобы суметь реализовать заложенное в тебе творческое начало. Особенно, если мечтаешь стать чемпионом мира.
…Для меня, воспитанного на научных методах Ботвинника, основой всего является умение сосредоточиться. Вещь вроде бы простая. А в кризисной экстремальной ситуации? Мало кто сознаёт, что умение собраться в решающие моменты игры – едва ли не самое важное качество для шахматиста.
…Играть творчески, не бояться рискованных приключений, обладать тонким шахматным вкусом – всё это отнюдь не освобождает от необходимости упорно трудиться. Напротив, надо постоянно совершенствовать свою игру, углублять и расширять дебютный репертуар, оттачивать технические приёмы, анализировать сложные эндшпили. Ведь шахматы – это не раз и навсегда усвоенная сумма знаний. Шахматы динамичны, и любой окончательный результат может на поверку оказаться промежуточным. Истину всякий раз надо доказывать. Даже собственные комментарии к партиям не являются для меня незыблемыми. Я люблю их уточнять: многие идеи со временем подвергаются переоценке, в том числе, естественно, и собственные идеи. Я охотно возвращаюсь к своим ошибкам и анализирую их. «Когда шахматист комментирует партию, он нередко старается скрыть свои неточности и упущения, - писал Ботвинник в 1980 году. – Каспаров так не поступает. Он стремится к истине, старается быть объективным».

«Безлимитный поединок»

Михаил Моисеевич Ботвинник (1911-1995)

Шестой чемпион мира по шахматам
и первый советский чемпион мира (1948-1957, 1958-1960, 1961-1963)
Международный гроссмейстер, доктор технических наук,
профессор, заслуженный деятель науки и техники.

Я давно уже советовал нашим мастерам, систематически попадающим в цейтнот, один путь борьбы с этим недостатком. К сожалению, они, кажется, моим советом не воспользовались и между тем он очень прост. Надо играть тренировочные партии и при этом обращать внимание в первую очередь на часы, а не на качество игры или её результат и продолжить эти упражнения до тех пор, пока не выработается навык целесообразно распоряжаться временем, успевая рассчитывать все необходимые варианты. Думаю, что этим методом 90 процентов страдающих «цейтнотной болезнью» полностью были бы излечены, за исключением, конечно, «безнадёжно больных».
Таким методом надо лечить и другие недостатки. Во время специальных тренировочных партий надо обращать главное внимание на определённый недостаток – до его исчезновения…
В том случае, если мастер слаб в эндшпиле, ему остаётся только последовать примеру Чеховера, который за последнее время много работал в области эндшпиля и особенно этюдов и достиг успехов. При этом в тренировочных партиях следует стремиться к эндшпилю, что и поможет приобрести соответствующий опыт. Тем же методом можно восполнить проблемы миттельшпиля, хотя здесь вопрос обстоит сложнее.
…Домашний анализ имеет свои специфические особенности: мастер не ограничен временем и может передвигать фигуры. Несмотря на эти различия между анализом и практической игрой есть также и много общего. Известно, что почти все выдающиеся шахматисты были и превосходными аналитиками.
Вывод отсюда напрашивается сам собой: кто хочет стать выдающимся шахматистом, должен совершенствоваться и в области шахматного анализа…
Разумеется, примечания к партиям, написанные «на ходу», за 1-2 часа, никак нельзя признать анализом. Такой «анализ» играет только отрицательную роль, ибо может превратиться в дурную привычку.

«О моих методах подготовки к состязаниям»

Эмануил Ласкер (1868-1941)

Второй чемпион мира по шахматам (1894-1921).
Доктор философии и математики, шахматный теоретик и литератор.

Можно заблуждаться, но не следует пытаться обманывать самого себя. Кто отважно проводит в жизнь свои взгляды, может, конечно, и проиграть.
Но поскольку он стремится понять причины своего поражения, оно послужит ему на пользу. Постепенно он станет мастером, знатоком, художником.
Тот, у кого уже не хватает храбрости для осуществления своих замыслов, тот теряет способности борца и приближается к закату.
…Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. Умение играть в шахматы не должно быть исключительно делом памяти, хотя бы потому, что запоминание вариантов вовсе не так уж важно. …Память слишком ценное орудие, чтобы тратить её на пустяки. Из моих 68 лет я потратил, по меньшей мере, сорок на то, чтобы забыть заученное или прочитанное, и то, что мне это удалось, придало мне душевной бодрости.
Итак, сохранять в памяти следует не выводы, а метод. Метод – эластичен: он может быть применён в разных случаях жизни…
И тот, кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить
в шахматах, должен избегать всего, что в них мертво: надуманных теорий, которые опираются на очень немногие примеры, и на огромное количество измышлений; привычки играть с более слабым противником; привычки избегать опасности; привычки без критики перенимать и, не продумывая, повторять варианты и правила, применённые другими; самодовольного тщеславия; нежелания сознаваться в своих ошибках – короче говоря, всего, что ведёт к рутине и анархии.

«Учебник шахматной игры»

Хосе Рауль Капабланка (1888-1942)

Кубинский шахматист, третий в истории шахмат чемпион мира (1921-1927).

Было бы неправильно изучать дебют без связи с последующим миттельшпилем и эндшпилем. Ошибочно было бы также изучать миттельшпиль, не думая об эндшпиле. Отсюда ясно видно, что желающий изучать шахматы должен, прежде всего, браться за эндшпиль, а затем, когда эндшпиль как таковой уже изучен, можно перейти к изучению дебюта и миттельшпиля в связи с эндшпилем.

«Последние шахматные лекции»

Вильгельм Стейниц (1836-1900)

Первый в истории шахмат чемпион мира (1886-1894),
основоположник позиционной шахматной игры.

Первый совет заключается в том, чтобы изучающие шахматы старались, как можно больше играть на равных с более сильными партнёрами. Особенно же настоятельно мы обращаем внимание на то, что регулярность изучения и практики весьма значительно облегчает достижение быстрых успехов. Тот, кто делает это урывками, вряд ли когда-нибудь продвинется вперёд. Гораздо лучше посвящать шахматам один час в день шесть дней подряд, чем шесть часов раз в неделю. Хорошим способом развить в себе силу шахматного понимания и памяти является привычка переигрывать по памяти собственные партии, а ещё лучше партии мастеров, напечатанные с хорошими комментариями в книгах и журналах.

«The Modern Chess Instructor»

Зигберт Тарраш (1862-1934).

Немецкий гроссмейстер, был претендентом на шахматную корону в конце XIX - начале XX века,
около 20 лет входил в четвёрку лучших игроков в мире. Доктор, шахматный теоретик и литератор.

Лишь сам я знаю, что мои поражения объясняются не недостатком силы, а недостатком умения её использовать. В моём неуспехе были повинны недооценка противников и переоценка собственных возможностей. Я полагал, что для выигрыша достаточно сесть за доску и переставлять фигуры; соперники проиграют лишь вследствие неодолимого ощущения, что им противостоит сам д-р Тарраш. Двигая фигуры легкомысленно, не вникая в игру глубоко, я был исполнен веры в то, что правое (а именно – моё) дело, в конце концов, возьмёт верх. …Я понёс заслуженное наказание, которое, однако, было для меня весьма полезным. Я, наконец, увидел, что недостаточно быть хорошим шахматистом, нужно ещё и хорошо играть.
…Я могу не подчёркивать особо, что никогда не играл, как говорят, «на ничью», кроме, разумеется, таких положений, которые были для меня невыгодны, и в которых лучшая игра с моей стороны могла привести максимум к ничьей. Я считаю выражение «играть на выигрыш» или «играть на ничью» совершенно неправильными. Я рассматриваю каждое положение как задачу, условием которой является требование найти лучший ход, и стараюсь её решить. Если я вижу сильнейший ход, дающий шансы на выигрыш, то просто поступлюсь собственным разумом, пожелав избрать другой ход, ведущий только к ничьей. Унылая вырубка шахматной древесины, приводящая к быстрой ничьей, противна мне и смешна.

«300 шахматных партий»

Алексанандр Александрович Алехин (1892-1946)

Четвёртый чемпион мира по шахматам (1927-1935, 1937-1946).
Шахматный теоретик и литератор. Доктор права.

Сделаться маэстро меня заставило, во-первых, искание истины, во-вторых, стремление к борьбе. Ещё маленьким мальчиком я почувствовал в себе шахматное дарование, И уже тогда я почувствовал внутреннее стремление, непреодолимое влечение к шахматам. Посредством шахмат я свой характер, Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и жизни.
…Одна черта, наряду с другими, определяет шахматную силу: непоколебимое внимание, которое абсолютно должно изолировать игрока от всего внешнего мира.

(из статей)

Арон Исаевич Нимцович (1886-1935)

Претендент на мировое первенство в конце 1920 гг.
Шахматный теоретик и литератор

Одновременный разбор различных по типу положений породит в результате лишь сумбур в мыслях, тогда как основательное изучение одного типа не преминет поднять уровень позиционных познаний.
Если вы, уважаемый читатель, с максимально доступной вам интенсивностью засядете за изучение положений типа, скажем, центральная линия против флангового штурма, то меня нисколько не удивит, если в результате вы обнаружите более ясное суждение и в области эндшпиля. Процесс изучения одного типичного положения ставит целью не только анализ именно этого типичного положения, но и улучшение позиционного чутья в целом.
Я верю в радиоактивную силу этого метода: весь шахматный организм как бы просыпается и, радостный, ждёт обновления. Крепнет не только позиционное чутьё – самым характерным улучшением является, быть может, то, что шахматист, раньше гонявшийся за призраками (например, вечно мечтавший о матовых атаках) вдруг самым серьёзным образом начинает считаться с шахматной деятельностью.
…Комбинационный талант плюс основательная работа могут сделать невозможное возможным, и поэтому мы ещё раз советуем: «Комбинаторы, старайтесь шаг за шагом усвоить понимание важнейших позиционных мотивов и стратегии! А вы, игроки, не любящие комбинаций, старайтесь полюбить их, учитесь им, ибо только соединение комбинационной игры с позиционной доставит вам те успехи, радости и упоение, которыми так
богаты шахматы!»

«Как я стал гроссмейстером»

 


  << на главную страницу