Шахматная школа
Советы родителям от...
<< на главную страницу
Шахматная школа
Новости
О шахматной школе
Отзывы
Рейтинги
Газета "Ёж"
История школы
Знай наших!
Книга рекордов
Творчество
Комплименты
Фотоальбом
Глазами очевидца
"Шахматный патруль"
Взгляд со стороны
Юбилецатилетие
Утиный праздник
Дежавю
Новогодняя трилогия
Интересности
Притчи
Стихи
Шахматисты шутят
Советы шахматистам
Советы родителям от...

Обучение шахматам
Шахматные головоломки
Правила шахмат ФИДЕ
Таблица разрядных норм
О соревнованиях

Положения о турнирах
"Шахматная осень Подмосковья-2010"
Прошедшие

Обмен опытом
Черное и белое
Для родителей
Сначала игра
Разное
Контакты
Ссылки
Форум

 

 

 

Советы родителям
от Андрея Владимировича Курпатова

Андрей Владимирович Курпатов,
создатель современной модели психологии,
руководитель психотерапевтического центра в Санкт-Петербурге,
автор книг по психологии и психотерапии,
консультант ФС РФ по вопросам психологической культуры
и психического здоровья
..


Полное руководство для родителей

СЧАСТЬЕ
ВАШЕГО РЕБЁНКА

Первое правило следует накрепко затвердить в собственной голове всем родителям, желающим быть «хорошими»: на разных этапах развития нашего ребёнка мы имеем дело с совершенно разными людьми.


Пять детей в одном флаконе

Каждому возрасту
присущи свои особенности
Цицерон


В своём развитии ребёнок претерпевает колоссальные изменения, принципиальные трансформации. Тут примерно те же чудеса, что и с бабочкой, - он сначала маленькая личинка, потом превращается в гусеницу, потом в кокон и лишь затем в красивую бабочку, то есть в человека. Множество внутренних, эпохальных перемен должно произойти в психике, чтобы он превратился из неразумного существа в «человека разумного». В этом смысле ребёнок рождается дважды не готовым к взрослой жизни, дважды не приспособленным к нашему – взрослому – миру.
Первая такая «неготовность» – это банальное физическое несоответствие. Так уж распорядилась природа, что человеческий ребёнок появляется на свет биологически незрелым. Сравним человеческого ребёнка с младенцем обезьяны. Последний почти сразу после рождения способен самостоятельно передвигаться, висеть на маме, цепляясь за её шерсть, совершать какую-то целенаправленную деятельность. У человеческого детёныша на то, чтобы достичь аналогичных результатов, уходит как минимум пара лет! Хотя ещё и в четыре года при виде незнакомца он будет прятаться за мамину юбку, точь-в-точь повторяя поведение маленькой обезьянки, прячущейся в материнской шерсти.
…И вторая «неготовность» ребёнка к жизни – это его гигантское социальное несоответствие. То, что мы собой представляем, – это на 80% вода и на 80% культура.
Ни язык, ни умение вести себя в обществе, ни социальные роли, ни образование, ни тем более научные знания – вся эта содержательная начинка нашей психики – не передаётся по наследству. Те величайшие достижения культуры, которыми по праву гордится человечество, ребёнок должен пройти ни за сто тысяч лет, как само это человечество, а за свои собственные шестнадцать-двадцать.
…Ребёнку предстоит научиться пользоваться собственным телом, разделять действительность и сферу фантазии, воображения. Ему предстоит понять, что слова – это не просто звуки, как, например, поиск игрушки или звук музыкального инструмента, а способ обозначения вещей, зачастую даже отсутствующих в поле его зрения. И это не говоря уже о понятиях, которые не имеют объективного определяемого субстрата,– «добрый», «хороший», «честный», «внимательный» и так далее (ничего этого «не пощупаешь»). Ребёнку предстоит освоить свой собственный психический аппарат – научиться концентрировать внимание, справляться со своей «разбросанностью», преодолевать страх, адекватно выражать свои эмоции и так далее. Кроме того, ребёнку нужно будет научиться себя «правильно вести», сформировать и отработать массу социальных ролей («сына» или «дочери», «внука» или «внучки», «друга», «школьника» и так далее). Это огромная работа, которая идёт этапами. И тут спешить не только бесполезно, но и вредно.
Сначала на первом году жизни, ребёнок представляет собой «биологическое существо». Он тратит этот год, чтобы встроиться в свой собственный организм, «одеть его на себя», научиться его понимать (например, отличать голод от страха, а боль в животе от боли в пальце), а ещё им пользоваться…Параллельно, ребёнок делает ещё массу дел – учится устанавливать контакт с другими людьми, выражать свои эмоции, демонстрировать своё состояние, причины беспокойства.
Далее, сразу после первого года жизни, перед ребёнком открываются новые, колоссальные возможности – он начинает ходить. Это период, когда малыш переключается с изучения себя на изучение своего мира.
…Причём, стоит этому миру исчезнуть из поля его – детского восприятия, и он для ребёнка уже не существует. Для него существует только то, что он воспринимает: видит – значит, оно есть, а отвернулся – и до свидания, как и не было.
Излюбленная игра детей семи-восьми месяцев – это «убийство и возрождение» предметов. Молодые родители часто недоумевают, что так радует ребёнка, когда он сбрасывает, например, свои носочки с пеленального стола (наша Сонечка, к слову, развлекалась именно носочками). На самом же деле, это неподдельное веселье ребёнка легко понять. Для него существует только то, что он видит, и, когда носок падает, он пропадает из поля зрения, убивается. А когда родитель его достаёт, он рождается сызнова, словно из небытия. Фантастика! Ребёнок ликует! Только вот родитель, не понимая этих истинных причин поведения собственного ребёнка, частенько злится: «Надо же, ещё такой маленький, а уже вещи разбрасывает, что будет дальше – страшно даже подумать!»
В возрасте от года до трёх-четырёх… Примечательно то, как дети этого возраста играют в прятки. Для них прятки – это никогда их не видят, а когда они не видят. Ребёнок закрывает глаза руками, будучи в полной уверенности, что раз он не видит тех, кто его ищет, значит, и они его не видят.
До трёх-четырёх лет мир ребёнка и мир вообще не разделены, а мы – его родители и воспитатели – просто части этого мира, не имеющие ни собственных чувств, ни собственных интересов, ни собственной жизни. Наше временное исчезновение, отлучка – это для ребёнка некий артефакт, мы временно «умираем» в каких-то местах под загадочным названием «работа» или «по делам»…
Весь мир ребёнка – это пока он сам, то, что он видит, воображает и чувствует. Его интересует только то, что с ним как-то связано.
Далее ребёнок учится выделять себя из мира других людей. Это результат принципиальных изменений, которые происходят в его маленькой головушке к трём-четырём годам. Изменений серьёзных и потрясающих воображение!... На этом этапе своего развития ребёнок пытается как-то себя «позиционировать» в отношении с нами – другими для него людьми. И он всеми правдами и неправдами настаивает на том, что у него есть своё мнение, свой взгляд на происходящее. А самое эффективное средство, которое позволяет ему добиться соответствующего результата, - это сказать родителям и воспитателям: «Нет!» Надо и не надо.
Итак, ребёнок в возрасте с трёх до семи словно бы отделяет от себя мир – мол, это вы там, а это я – здесь. Но кто такие «вы там» - это для него по-прежнему загадка, которую, впрочем, он совершенно не торопится решать.
…Удивительный факт – дети этого возраста не способны считать себя «плохими», Чтобы они ни делали – они, в собственном восприятии, всегда «хорошие», они в этом абсолютно уверены. «Плохими» в их понимании могут быть только другие.
…Ждать же от ребёнка в этом возрасте чего-то большего – просто неправильно. Попытки винить его, стыдить, наказывать – это не более чем способ сказать ему: «Да, ты прав, мы другие и мы по ту сторону баррикад, и за нами сила».
…С семи до десяти лет ребёнок переживает ещё одно огромное в своей жизни открытие. Если в три года она узнал, что он есть и это факт медицинский (в его лексиконе появляется самое сложное слово – «я»), то в семь он узнаёт, что у него есть ещё и чувства. …Именно в этом возрасте дети начинают говорить: «я радуюсь», «я огорчён», «я разочарован», «я добрый» и так далее.
…И не случайно, что именно в этот период ребёнок обнаруживает вокруг себя «других людей», потому как именно они заставляют его чувствовать себя то так, то иначе. Одни вызывают у него интерес и симпатию, другие – ужас, одни повергают его в уныние и заставляют страдать, другие, напротив, вносят свежую струю оптимизма в их жизнь.
…Прежде, даже, если ребёнок и ходил в детский сад, у него были одни судьи – родители. Теперь же он выходит из-под их опеки и оказывается в руках учителей, которые ставят ему оценки, определяя, таким образом, отношение к нему со стороны его собственных родителей (а это удар, доложу я вам!). И, кроме того, ребёнок обнаруживает себя в руках сверстников, которые бывают и жестоки, и несправедливы, и конфликтны. В общем, начинается та самая жизнь… Принять этих других людей, научиться подчиняться им, не теряя при этом самого себя, - это особенная история, требующая от семилетки-десятилетки истинного мужества и героизма.
Следующая «дистанция» - от десяти лет и до двенадцати-четырнадцати, то есть до самого пубертата (периода полового созревания, момента появления так называемых «вторичных половых признаков»). В этот период ребёнок формирует достаточно чёткие представления о себе, о жизни вокруг, о других людях… А мы, наконец, видим перед собой человека, которого вполне можно назвать «личностью»…
В общем, казалось бы – остаётся только жить, да радоваться. Но тут родителей могут ожидать самые разнообразные подводные камни – ребёнок стал по-настоящему самостоятельным, он «себе на уме», Он начинает простраивать свою жизнь независимо от взрослых. Ребёнок, в целом, теперь понимает, чего хотят от него взрослые, чего он сам хочет, а дальше начинается игра, в которой он пытается всеми правдами и неправдами выиграть. Так, что если ему сейчас надо защититься от родителей, достающих его своими императивными требованиями, то он их непросто обманывает, он делает это как великий стратег и тактик…
…И ещё одна большая проблема, которую ребёнок решает с десяти до четырнадцати. Психологи заметили, что именно в этом возрасте у ребёнка по максимуму проявляется потребность найти своё место в группе. Это тот период, когда класс разбивается на своеобразные «ячейки» - в нём появляются «крутые пацаны» и «ботаники-очкарики», «девочки-красавицы» и «девочки-надежда-школы». Дети группируются, чтобы не чувствовать себя ущербными.. Только обнаруживая себя в среде себе подобных, они начинают чувствовать себя более-менее комфортно, но организоваться таким образом – это опять же очень непросто, и далеко не каждому ребёнку удаётся «влиться» в соответствующий коллектив…
…Начиная с четырнадцати лет, он переосмысляет себя и всё своё существование. Это период тотального кризиса – период потери себя и социальной растерянности.
«Ни рыба, ни мясо» - это ужасное, эмоционально тягостное состояние, но именно в этом состоянии и находится подросток. Он вроде бы уже и взрослый, но взрослым быть не может, а ребёнком – и подавно! Если раньше ребёнок был «хорошим ребёнком», то теперь он, без преувеличения, «гадкий утёнок»: мальчик, который ещё даже не юноша, но уже мечтающий быть мужчиной, и девочка, которая ещё, конечно, девочка, но женщина в ней уже испытывает все те комплексы и борьбу мотивов, что только и могут испытывать женщины. Он «недоделок», о чём, разумеется, ему не забывают напоминать все кому не лень, - он и «желторотый» и «молоко у него на губах не обсохло», и вообще, «что он понимает в пятнадцать лет»! Подросток и сам-то в себе сомневается до психического изнеможения, а тут такая «доброжелательная» оценка со стороны взрослых. Ужас! Идеальные условия для формирования у него самоуважения и достойной самооценки: хук справа и хук слева! Нокаут, отнесите тело…
…В пубертате подросток переживает своего рода регресс. Во-первых, его мозг претерпевает фундаментальную перестройку из-за соответствующих гормональных событий (ломается, так сказать, не только голос, но и то, что выше). Во-вторых, новая проблематика – сексуально-эротического свойства – сшибает всё, что прежде с таким трудом строилось и надстраивалось внутри психологической организации молодого человека. Наконец, в-третьих, из-за того, что голова подростка постоянно занята «не тем, чем надо», он элементарно не может сохранить прежних темпов своего развития, а это уже само по себе – регресс.


Немножко здравого смысла

Вот мы и подошли к первому правилу, которое следует накрепко затвердить в собственной голове всем родителям, желающим быть «хорошими»: на разных этапах развития нашего ребёнка мы имеем дело с совершенно разными людьми. Если рассуждать с точки зрения формальной логики, наш ребёнок, конечно, и в год, и в три, и в десять- один и тот же. Но на самом деле, те же у него только имя и фамилия, да ещё родители. Несколько лет…и всё прочее в нём самом – уже другое.
Вот посмотрите на своего ребёнка. Вы когда-то были точно такими же…
И точно так же, будучи в четвёртом классе, вы думали, что можно обмануть родителей, рассказывая им о том, как сильно болит ваше горло и что с такой ужасной ангиной вам ни в коем случае нельзя идти в школу. А потом радовались тому, как ловко вам удалось их провести, даже не догадываясь о том, что родителям было просто лень вас разубеждать, они шли вам навстречу, полагая, что пара»лишних» выходных вам не повредит…
Мы так же думали, что нас не понимают, не принимают, не ценят и не уважают. Одно слово – «предки». И мы так же думали: «Вот умру я, и поймёте, кого потеряли! Но будет поздно!» Задумайтесь над этим – мы были совсем другими и в разные периоды нашей жизни – разными. То, что сейчас кажется нам смешным, нелепым, надуманным, глупым, когда-то представлялось нам необычайно важным, ценным. И таков сейчас наш ребёнок.
Какая-то игрушка могла быть для нас высшей ценностью, за которую, как говорится, «можно всё отдать», а родители, например, казались нам чужими людьми, которым мы совершенно не нужны. Мы все проходили эти этапы. А сейчас эти же самые этапы проходит и наш ребёнок. И мы – родители – должны уметь соответствовать моменту. Не ждите от вашего ребёнка, что он нарушить общий закон развития. Даже, если малыш поражает вас своей смышлёностью, не спешите записывать его во «взрослые»; он находится только на том уровне своего развития, на котором он находится. И даже, если, кажется, что он перешагнул «границы нормы» и развивается быстрее своих сверстников, то можете быть уверены, что он просто лучше других развивается в соответствующем коридоре развития, а на новый уровень перейдёт только в тот момент, когда его мозг к этому созреет.
Главный принцип, который мы должны исповедовать в процессе воспитания ребёнка, - «можешь только то, что можешь». Причём это касается как самого ребёнка, так и нас самих. Есть то, что он может на данном этапе, а есть то, что вне, так сказать, сферы его компетенции. Есть то, что мы – как родители – можем на данном этапе развития нашего чада, а есть то, чего мы не можем, и выше головы не прыгнешь, только расшибёшься.
Это очень важно понять – мы не должны предъявлять неадекватные требования ни к нашему ребёнку, ни к себе самим. Только осознание этой простой истины позволит нам внутренне успокоиться и насладиться процессом воспитания своего малыша. И это чистая правда – воспитанием своего ребёнка можно наслаждаться, более того – это нужно делать. Но соответствующая возможность открывается нам только в том случае, если мы понимаем, с каким именно ребёнком мы имеем дело – годовалым, трёхлетним, семи, десяти или четырнадцати лет. Это разные дети, а всему, как известно, своё время.

  << на главную страницу