Шахматная школа
Обучение шахматам
<< на главную страницу
Шахматная школа
Новости
О шахматной школе
Отзывы
Рейтинги
Газета "Ёж"
История школы
Знай наших!
Книга рекордов
Творчество
Комплименты
Фотоальбом
Глазами очевидца
"Шахматный патруль"
Взгляд со стороны
Юбилецатилетие
Утиный праздник
Дежавю
Новогодняя трилогия
Интересности
Притчи
Стихи
Шахматисты шутят
Советы шахматистам
Советы родителям от...

Обучение шахматам
Шахматные головоломки
Правила шахмат ФИДЕ
Таблица разрядных норм
О соревнованиях

Положения о турнирах
"Шахматная осень Подмосковья-2010"
Прошедшие

Обмен опытом
Черное и белое
Для родителей
Сначала игра
Разное
Контакты
Ссылки
Форум

 

 

 

Правила шахмат ФИДЕ (от 1 июля 2005 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ

А. ОТЛОЖЕННЫЕ ПАРТИИ

А1. (а) Если партия не завершается к концу времени, отведенного для игры, арбитр должен предложить игроку, чья очередь хода, записать свой секретный ход. Игрок должен записать его недвусмысленной нотацией на своем бланке, положить бланк и бланк партнера в конверт, заклеить конверт и только затем остановить свои часы, не пуская часы партнера. До остановки часов игрок сохраняет право изменять записанный ход. Если после того, как арбитр предложил записать ход, игрок сделает его на доске, он должен записать этот ход на бланке как секретный ход.

(b) Игрок, за которым очередь хода после контрольного, желающий отложить партию до окончания игрового времени, должен взять оставшееся время до конца тура на себя.

А2. На конверте должны быть указаны следующие сведения:

(a) фамилии партнеров,

(b) позиция перед записанным ходом,

(c) время, использованное каждым игроком,

(d) фамилия игрока, который записал ход,

(e) номер записанного хода,

(f) предложение ничьей, если оно было сделано перед откладыванием партии,

(g) дата, время и место возобновления игры.

А3. Арбитр должен проверить точность информации на конверте и отвечает за его хранение.

А4. Если игрок предложил ничью после того, как его партнер запечатал свой секретный ход, предложение остается в силе, пока партнер не примет или не отвергнет его согласно Статье 9.1.

А5. Перед возобновлением игры на доске ставится позиция, записанная на конверте, а на часах - время, использованное каждым игроком перед откладыванием партии.

А6. Если до возобновления игры достигнуто соглашение о ничьей, или если один из игроков уведомляет арбитра, что он сдается, партия считается законченной.

А7. Конверт вскрывается только в присутствии игрока, который должен ответить на записанный ход.

А8. За исключением случаев, упомянутых в Статьях 6.9 и 9.6, игроку засчитывается поражение, если его записанный ход:

(a) неоднозначный; или

(b) такой, что его истинное значение невозможно установить; или

(c) невозможный.

А9. Если в назначенное время возобновления игры:

(a) присутствует игрок, который должен отвечать на записанный ход, то конверт вскрывается, записанный ход делается на доске, и пускаются часы;

(b) не присутствует игрок, который должен отвечать на записанный ход, его часы пускаются. По прибытии он может остановить часы и позвать арбитра. Затем вскрывается конверт, и записанный ход делается на доске. Его часы пускаются вновь;

(c) не присутствует игрок, который записал секретный ход, его партнер имеет право вместо ответа обычным путем записать свой ответный ход на бланке, запечатать бланк в новый конверт, остановить часы и пустить часы партнера. В этом случае конверт передается арбитру для хранения и вскрывается по прибытии партнера.

А10. Игроку, который опаздывает больше чем на час к началу отложенной партии, записывается поражение. Тем не менее, если опоздавший игрок записал ход, который будет последним, принимается иное решение. Если:

(a) отсутствующий игрок выигрывает благодаря тому, что записанным ходом ставит мат, или

(b) отсутствующий игрок фиксирует ничью записанным ходом, приводящим к пату, или к позиции, указанной в Статье 9.6, или

(c) присутствующий игрок проигрывает согласно Статье 6.10.

А11. (a) Если конверт, содержащий записанный ход, утерян, партия продолжается с отложенной позиции и со времени на часах на момент откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, часы устанавливаются по решению арбитра. Игрок делает “записанный” ход на доске.

(b) Если восстановить позицию невозможно, партия аннулируется и должна быть сыграна заново.

А12. Если при возобновлении игры кто-либо из партнеров, не сделав ход, заметит, что время установлено на часах неправильно, ошибка должны быть исправлена. Если ошибка не установлена, партия продолжается без исправления времени, если только арбитр не сочтет, что последствия этой ошибки будут слишком серьезными.

А13. Продолжительность доигрывания контролируется арбитром по его часам. Время начала и конца доигрывания должно быть объявлено заранее.

 

 

В. БЫСТРАЯ ИГРА

В1. “Быстрой игрой” считается та, где все ходы должны быть сделаны каждым игроком в течение фиксированного времени между 15 и 60 минутами.

В2. Игра должна вестись по Правилам Шахмат, кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами быстрой игры.

В3. Игрокам не обязательно записывать ходы.

В4. Как только каждый игрок сделал три хода, не может быть сделано заявление относительно неправильного расположения фигур, ориентации доски или установки часов. В случае неправильной установки короля и ферзя рокировка короля невозможна.

В5. (а) Арбитр должен принимать решения согласно Статье 4 (Неправильные позиции, невозможные ходы) только если заявление сделано одним или обоими партнерами.

В6 Невозможный ход считается сделанным игроком, как только он запустит часы противника. Противник, до того как он сделает свой ответный ход, имеет право заявить, что игрок сделал невозможный ход. Арбитр может вынести свое решение, только после такого заявления. Однако, если оба короля - под шахом, или превращение пешки не завершено, арбитр должен вмешаться, если возможно.

В7. Флажок считается упавшим, когда игрок сделал об этом правильное заявление. Арбитр должен воздерживаться от обращения внимания на падение флажка.

В8. Чтобы заявить о выигрыше по времени, игрок должен остановить часы и уведомить об этом арбитра. Для того чтобы заявление было удовлетворено, флажок заявителя после остановки часов не должен быть упавшим, а у его партнера, напротив, должен быть упавшим.

В9. Если оба флажка упали, партия признается ничьей.

 

С. БЛИЦ

С1. В “Блице” все ходы должны быть сделаны каждым игроком в течение фиксированного времени - менее чем за 15 минут.

С2. Блиц подчиняется Правилам “Быстрой игры” (Приложение В) кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами блица. Статьи 10.2 и В 6 не применяются.

С3. Невозможный ход считается сделанным, если были пущены часы партнера. В этом случае партнер, не делая ответного хода, имеет право заявить о выигрыше перед тем, как он сделает ответный ход. Если партнёр не может заматовать короля противника любой серией возможных ходов даже при его самой неквалифицированной игре, он имеет право потребовать ничью перед тем, как сделать ход. Как только партнер сделал свой ход, невозможный ход не может быть исправлен.

 

D. БЫСТРАЯ ИГРА В ОТСУТСТВИЕ АРБИТРА

 

D1. В случае если партии играются по правилам Статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут до падения флажка, тем самым, закончив партию.

Он может сделать такое заявление на основании того что:

(a) партнер не может выиграть нормальными средствами; или

(b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами.

В случае (a) игрок должен записать конечную позицию, а его партнер удостоверить это.

В случае (b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено арбитром, решение которого считается окончательным.

Е. АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей одну нотацию - алгебраическую и рекомендует использование ее также для шахматной литературы и периодики. Бланки записи, в которых вместо алгебраической применена другая нотация, могут не использоваться как подтверждающие документы в случаях, когда обычно используются бланки игроков. Видя, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, арбитр должен предупредить его об этом требовании.

Описание алгебраической нотации.

Е1. В этой системе ”фигура” подразумевает любую фигуру кроме пешки

Е2. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой ее названия. Пример: Кр = король, Ф = ферзь, Л = ладья, С = слон, К = конь.

Е3. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую букву названия, принятую в его стране. Примеры: F — для слона соответствует французскому, L — голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур

Е4. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы. Примеры: e5, d4, a5.

Е5. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами a, b, c, d, e, f, g, h соответственно.

Е6. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

Е7. Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.

Е8. Каждый ход фигуры определяется a) первой буквой названия фигуры, о которой идёт речь и b) полем, на которое фигура пошла. Дефис между a) и b) не ставится. Например: Be5, Nf3, Rd1. В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: e5, d4, a5.

Е9. Когда фигура совершает взятие, знак “х” ставится между:

  1. первой буквой названия фигуры и
  2. полем, на которое она ходит.

Между (а) и (b) дефис не ставится. Примеры: Схе5, Кхf3, Лхd1. Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие - знаком “х”. Примеры: dxe5, gxf3, axb5. В случае взятия ‘на проходе” указывается вертикаль, которую покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется “е.р.” Например: exd6 e.p.

Е10. Если две одноимённые фигуры могут пойти на одно и тоже поле, то ход фигур указывается следующим образом:

(1) Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали,

(a) обозначается первая буква названия фигуры,

(b) название покидаемой вертикали, и

(c) поле, на которое становится фигура.

(2) Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали,

(a) обозначается первая буква названия фигуры,

(b) номер покидаемой горизонтали, и

(c) поле, на которое становится фигура.

(3) Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ (1) предпочтителен.

В случае взятия между (b) и (с) ставится знак - “х” Примеры:

(1) Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Kgf3 или Kef3 в каждом конкретном случае.

(2) Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается K5f3 или K1f3 в каждом конкретном случае.

(3) Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Khf3 или Kdf3 в каждом конкретном случае.

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака “х”:

(1) Kgxf3 или Kdxf3,

(2) K5xf3 или K1xf3,

(3) Khxf3 или Kdxf3.

Е11.Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, то пешка, которая ходит, обозначается:

(а) буквой вертикали, которую она покидает,

(b) знаком “х”,

(с) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях с4 и e4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова - cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.

Е12. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8K, b1C, g1Л.

Е13. Предложение ничьей должно быть отмечено как “=“.

Принятые сокращения:

0-0 рокировка с ладьей h1 или h8

(рокировка на королевский фланг),

0-0-0 рокировка с ладьей а1 или а8

(рокировка на ферзевый фланг),

х взятие,

+ шах,

++ или # мат,

е.р. - взятие “на проходе”.

Пример партии:

1. 1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 exd4 4. e5 Кe4 5. Фxd4 d5 6. exd6 e.p. Кxd6 7. Сg5 Кc6 8. Фe3+ Сe7 9. Кbd2 0-0 10. 0-0-0 Лe8 11. Крb1(=)

 

F. ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И ДЛЯ ИГРОКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

F1. Организаторы соревнований должны иметь возможность изменять следующие правила в зависимости от местных условий. В соревнованиях, где участвуют зрячие шахматисты и шахматисты с ослабленным зрением (юридически слепыми), любой игрок может требовать использования двух досок так, что видящие игроки используют нормальную доску, а игроки с ослабленным зрением — специально устроенную доску. Специально устроенная доска должна отвечать следующим требованиям:

a. Размер - по крайней мере, 20х20 сантиметров;

b. Черные квадраты, слегка поднятые;

c. Отверстие в каждом квадрате;

d. Каждая фигура, обеспечена штырем, который вставляется в отверстие;

e. Фигуры стаунтоновского дизайна, Черные фигуры с особыми отметками.

F2. Игра должна проходить в соответствии со следующими инструкциями:

1. Ходы должны быть четко объявлены, повторены противником и выполнены на его доске. Чтобы сделать объявление ясным, насколько возможно, используются следующие названия вместо соответствующих букв, алгебраической нотации

А – «Анна»

B – «Белла»

C – «Цезарь»

D – «Давид»

E – «Ева»

F – «Феликс»

G – «Густав»

H – «Хектор»

Горизонтали от белых до черных должны получить немецкие номера:

1 - eins «айн»

2 - zwei «цвай»

3 - drei «драй»

4 – vier «фир»

5 - fuenf «фюнф»

6 - sechs «зекс»

7 - sieben «зибен»

8 - acht «ахт»

Рокировка объявляется "Lange Rochade" («Ланге Рохаде» по-немецки, для длинной рокировки) и "Kurze Rochade" («Кюрце рохаде» по-немецки, для короткой рокировки).

Фигуры получают названия: Koenig «кениг», Dame «даме», Turm «турм», Laeufer «лойфер», Springer «шпрингер» , Bauer «бауэр»

2. На особой доске незрячего игрока фигура должна рассматриваться "тронутой", когда она была вынута из гнезда (отверстия).

3. Ход считается "выполненным" когда:

a. В случае взятия - взятая фигура была удалена с доски игрока, чья очередь хода;

b. Фигура помещена в другое отверстие;

c. Ход был объявлен.

Только после этого должны быть включены часы противника. Насколько возможно, с учетом пунктов (2) и (3)., к игрокам с нарушенным зрением должны применяться правила для обычных игроков.

4. В соревнованиях для игроков с ослабленным зрением должны применяться специально устроенные шахматные часы, которые имеют следующие особенности:

a. Циферблат, оснащенный укрепленными стрелками. Каждые пять минут должны быть отмечены на циферблате одной выпуклой точкой, и каждые 15 минут двумя выпуклыми точками.

b. Флажок, который можно легко почувствовать рукой. Особенно необходимо учесть, что у игрока с ослабленным зрением должна быть возможность нащупать рукой минутную стрелку в течение последних 5 минут каждого целого часа.

5. Игрок с ослабленным зрением должен вести запись ходов в азбуке Брайля, или от руки, или делать запись ходов на диктофон.

6. Ошибка при объявлении хода должна быть исправлена немедленно, прежде чем пущены часы противника.

7. Если во время партии на двух досках партнеров возникли различные позиции, диспетчер должен привести их в соответствие с записью партии на бланках обоих партнеров. Если записи партии на бланках соответствуют друг другу, игрок, записавший правильный ход, но выполнивший неправильный, должен исправить позицию на своей доске согласно записи партии.

8. Если записи партии на двух бланках отличаются, ходы должны быть возвращены назад до того момента, когда записи совпадают, и ассистент должен соответственно откорректировать показания часов.

9. Игрок с ослабленным зрением имеет право использовать ассистента, в обязанности которого входит:

a. Выполнение хода любого игрока на доске соперника.

b. Объявление ходов обоих игроков.

c. Вести запись ходов игрока с ослабленным зрением и пускать часы его соперника (с учетом подпункта 3. - c объявлением).

d. Сообщать незрячему игроку (только при его запросе) число сделанных ходов и время, затраченное обоими игроками.

e. Требовать зафиксировать результат партии в случаях, когда пройден контроль времени и сообщать диспетчеру, когда видящий игрок коснулся одной из фигур на своей доске.

f. Выполнять необходимые формальности в случае, если партия отложена. Если у игрока с ослабленным зрением нет помощника, видящий игрок может обратиться к тому, кто должен выполнить обязанности, упомянутые в пунктах 9a и b. 

 


<< предыдущая страница
Правила шахмат ФИДЕ


Обсудить правила шахмат на форуме >>>

 

  << на главную страницу